Свято-Успенский храм станицы Удобной - Молитвослов Православного христианина.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

по благословению епископа Армавирского и Лабинского и Игнатия

Молитвослов Православного христианина.

 


Признаком правильного отношения человека к Богу является молитва, ибо это свойство истинного христианина, крещенного и помазанного Святым Духом, являющегося нашим учителем и утешителем (1 Ин. 2:20) ("...Вы имеете помазание от Духа Святаго и знаете все" (1 Ин. 2:20). - Прим. ред.). Молитва - не только беседа с Богом, но, еще более, возвышение горе верующего сердца и ума и всех сил души (Пс. 18:15) ("Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой" (Пс. 18:15).

Без молитвы не находят Бога, молитва есть именно то средство, при помощи которого ищут и находят Бога (Мф. 7:7-8). Молитва есть залог и узы, которыми Предвечная Любовь привлекает нас к Себе и желает возможно дольше удержать у Себя.

Устная молитва возвышает душу и дух к Богу и является смиренным, добрым внешним упражнением - дерзновенной беседой с Богом; она ведет человека к внутренней молитве, а затем и к благодатной (сверхъестественной), как об этом говорит апостол Павел (1 Кор. 14:15) ("Стану молиться духом, стану молиться и умом"(1 Кор. 14:15).).

Внутренняя молитва творится непрестанно в вере, духе и уме, как говорит Господь наш Иисус Христос: "Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Ин. 4:24), "беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает скорбь" (Пс. 76:7) ("...Беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?") "Приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче" (Рим. 8:15).

Внутренней молитвой человек приводится к молитве благодатной (сверхъестественной), которая является истинным соединением с Богом через веру, так что сотворенный дух наш совершенно растаивает и погружается в несотворенный Дух Божий. При такой молитве душа наполняется любовью к Богу, так что она может мыслить только о Боге, если же на сердце и ум приходят и мысли, и чувствования о другом, то это отзывается печалью в душе. При такой молитве душа не допускает ничего говорить языку или весьма мало, всегда воздыхает о Боге, ищет Его, в Нем находит единственное удовольствие, забывает весь мир и все сущее в мире и все более и более Богопознанием, любовью и радостью исполняется, и радости той не может выразить язык.

"Кто любит Меня, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14:21), - говорит об этом Спаситель ("Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14:21). - Прим. ред.). Это высшая награда человеку на земле за его любовь к Богу.

Таким образом, без устной молитвы нельзя достигнуть внутренней, а без внутренней - сверхъестественной, почему Бог и повелевает так усердно и так часто молиться.

Но молиться нужно от всего сердца, иначе молитва будет бесплодной.

Из примера Господа нашего Иисуса можем получить наставление об этих трех видах молитвы, если мы внимательно рассмотрим, как Он молился. Часто Господь проводил в молитве подряд несколько дней и ночей (Лк. 6:12), молился Он изо всех сил (Лк. 22:44), в молитве радовался (Лк. 10:21). Сам предаваясь молитве, Он и нас и словом, и делом учил этому (Мф. 6:9-13). Как говорил Он Своим ученикам: "Бодрствуйте и молитесь, да не впадете в искушение" (Мф. 26:41).

Побуждая нас к молитве, Спаситель показывает, что для Него нет ничего дороже и приятней нашей молитвы, и что за нее Он нас так любит, что мы можем получить от Него всякое благо для души. А чтобы мы не могли иметь никакого сомнения, будто бы нельзя получить этот высокий и благородный плод молитвы, Он не только сказал: "Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна" (Ин. 16:24), но даже собственным примером побуждал нас к молитве. Молился о нас во время Своих страданий, как говорит евангелист: "И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (О молитве Господа нашего Иисуса Христа имеются указания в Св. Евангелии: Мф. 6:5-15; 7:12-17; Мк. 1:35; 6:46; 14: 32-40; Лк. 6:12; 9:28-29; 11:5-11; 18:1-15; 21:36-37; 22:41-45; Ин. 5:22; 15:4-8; 16:23-25. 0 молитве находим сведения: в Деяниях апостольских: гл. 4: ст. 8:10, 16:31: 32; в посланиях апостолов: Иак. 5:13-14; Иуда, 1:20-21: Павла: Рим. 12:12; Еф. 6:8; Фил. 4:6-7; 1 Фее, 5:18; 1 Тим. 2:1-2.).

Вся жизнь Христа была не что иное, как непрестанная молитва и воздыхание о том, чтобы исполнить волю Божию. И окончил Он на кресте Свою жизнь с молитвою (Лк. 23:46).

Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны.

Спаситель и здесь должен служить примером. Он учил людей смирению не одними словами, но и делом, смирив Себя даже до крестной смерти (Фил. 2:3), почему и мог сказать:"Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11:29). Умыв ноги своим ученикам (Ин. 13:4-5, 12-16), Спаситель хотел своим примером насадить в нас добродетель смирения.

Истинное смирение делает то, что душа видит прежде всего собственную свою нищету и ничтожество. Любовь, соединенная со смирением, всегда судит и осуждает сначала себя, а потом других. Видя пороки, недостатки, ошибки ближнего, она обращается сама к себе и самое себя оплакивает, ибо в падении ближнего она видит свое собственное бедственное состояние. О погрешностях ближнего любовь милосердствует (Гал. 6:1) ("Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6:1). - Прим. ред.), почему мы с терпением, смирением и кротостию должны помогать ему, прощать слабости и бремя его носить.

Для того, чтобы молитва наша была услышана, необходимо, чтобы мы искренно, от всей души простили нанесенные нам людьми обиды, оскорбления и сделанное нам зло, чтобы в нашем сердце, в тайниках его не оставалось скрытых озлобления и недоброжелательства к этим людям.

Господь обусловливает исполнение нашей молитвы проявлением на деле нашего смирения и любви к людям, что должно выражаться именно в прощении нанесенных ими обид. "И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:14-15) ("Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:14-15).), - говорит прямо и категорически Господь наш Иисус Христос.

Так же категорически Спаситель в другом месте указывает, как высоко нужно ставить личность человека, как образ Божий, не оскорбляя уничижительными словами и отзывами о нем. Спаситель прибавляет:"Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5:23-24).

Поступаем ли мы так, как заповедал нам Божественный Основатель нашей религии? Увы! В большинстве случаев - нет. Если мы внешне и примиряемся с обидевшим нас, то делаем это более из политики или из светского приличия, затаивая в душе злобное против него чувство и проявляя при всяком удобном случае к нему недоброжелательство, стараемся ему повредить хотя бы в общественном мнении. А как часто, ставя во главу угла свое самолюбие и гордость, обижаемся на ближнего за его ошибку или неумышленно нанесенную обиду, а сами в то же время позволяем себе умышленное резкое с ним обращение, заглазное злобное осуждение, прощая себе все, не прощаем ближнему ни малейшего его промаха, тогда как мы должны быть строгими к себе и снисходительными к другим.

Неудивительно поэтому, что весьма часто исполняется молитва более грешного, чем мы, человека, только потому, что, вредя грехами своей душе и телу, он имеет в сердце мир и прощает всем их обиды, ошибки и даже нанесенные ему оскорбления. И это понятно:где мир, тишина, лад, любовь - там Господь.

Каким является лицемерием и как фальшиво звучат в устах людей, не обладающих христианским всепрощением, слова молитвы Господней: "И остави нам долги наша, якоже и ми оставляем должником нашим".

А мы дерзаем каждый день повторять эти слова, заведомо зная, что это неправда. Этого мало, мы со злобой в душе против брата нередко приступаем к таинству Св. Причащения, забывая или ставя ни во что слова апостола Павла: "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы" (1 Кор. 11:27-31). Имея сердце враждующее, невозможно причащаться Крови Христовой, из любви пролитой с изобилием.

Из притчи о должниках (Мф. 18:24-35) видно, что Бог гневается, как на великий грех, на немилосердие: долг Он может забыть, но не забудет немилосердия: "...так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца брату своему согрешений". Господь повелевает любить даже врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас, молиться за обижающих нас и гонящих нас, и тогда, говорит Он, мы будем сынами Отца нашего Небесного (Мф. 5:44-45). Он Сам возлюбил нас, когда мы были врагами Его (Рим. 5:10), и утверждает, что если мы не станем любить наших врагов, то не сможем быть сынами Отца нашего Небесного. Не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин. 3:14), ибо он не имеет истинной жизни. Но помимо всего этого следует помнить, что прощать оскорбления есть свойство высокой, благородной души. Истинно любящий ближнего ни на кого легко не гневается, кроме себя. Истинный мир состоит не в великом счастье, но в смиренном терпении злополучия. Мужественный дух не способен к хулению.

Библия дает нам также великие примеры прощения обид и оскорблений: с каким терпением сносил Моисей хулы и поругания от народа, будучи, как говорит Писание, кротчайшим из всех людей на земле (Чис. 11-12), и как терпел своего ругателя Семея царь и пророк Давид (2 Цар. 16:10).

А Господь наш Иисус Христос, уподобившийся терпеливому агнцу, не отверзающему Своих уст, не только простил Своих врагов и мучителей, но еще молился за них. И как скоро Бог умилостивляется и каким Он обладает всепрощением, говорит 102-й псалом: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается и не во век негодует... Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс. 102:8-9, 13).

Апостол Павел в XII главе (ст. 19-20) Послания к римлянам заклинает их не мстить за себя, давая место гневу Божию, ибо написано: "Мне отомщение, и Я воздам" (Втор. 32:35), и убеждает их, если враг голоден, накормить его, если жаждет - напоить его. "Ибо, делая сие, - говорит апостол, - ты соберешь ему на голову горящие уголья" (Притч.25:21-22).

Что это значит? То, что воздаяние добром за зло является не только самым благородным актом мести, но и смиряет противника. Человек, так поступающий, не сам себя возвышает, но его благородный образ действий настолько ставит его выше противника, что тот, если, конечно, имеет совесть и человек порядочный, должен невыносимо страдать от сознания, как он низко пал по сравнению с лицом, им обиженным, и что он не способен на такой высокий и благородный поступок (Я в своей жизни никому из лиц, меня оскорбивших или сделавших мне зло, не мстил даже дурным о них отзывом. Делал я это не потому, что я обладаю достоинствами истинного христианина, а вследствие случайности - воспитания, полученного мною от родителей, служивших мне примером высокого благородства, порядочности и уважения к достоинству человека. Благодаря этому, я с юных лет признал месть, клевету, зависть и неблагодарность чувствами рабскими, хамскими. Отец мой всегда мне внушал, что самая благородная месть врагу - сделать ему добро. Когда я слабыми своими стопами пошел по духовному пути, то утвердился в этом еще более, найдя, что усвоенные мною правила жизни соответствуют христианским началам. Но интересно, что все лица, сделавшие мне сознательно зло, пострадали так или иначе.).

Что же мешает нам развить у себя христианское смирение, и почему самое трудное для человека - твердо решить стать на этот путь? Препятствием служит гордость.

Гордость поистине мать грехов, так как начало зла в мире положено падением Денницы, возгордившимся и свергнутым с Неба. Когда-то светлый Серафим, богато одаренный по сотворении высокими качествами - красотой, премудростью, светом, славой, - Денница начал любить больше всего самого себя и восхвалять свои достоинства, воздавая честь не Богу, даровавшему ему высокие совершенства, но себе самому и любовь свою направил от Бога к себе самому, развратив своею гордостью других ангелов, над которыми он начальствовал.

То же происходит в жизни и с гордым человеком, развивающим у себя самолюбие, честолюбие, тщеславие, желание властвовать или руководить другими и стремиться исключительно к своей пользе. Он не только вредит себе, но невольно вызывает у других стремление ему подражать, в особенности если он достигает высокого положения в государстве или в обществе и вообще завоевывает себе, часто без всяких заслуг, но смелостью, властолюбием, резкостью, способностью отомстить или сделать какое-либо зло и вообще нещадностью, так что его боятся, командные высоты в частной и государственной жизни.

История каждого народа являла нам тысячу примеров, когда гордость идет рука об руку с успехами смелых людей на жизненном пути, содействуя укреплению в них эгоизма и полному угашению любви к другим людям.

Усвоение некоторыми людьми учения Ницше о сверхчеловеке особенно этому содействовало. Ежедневно мы наблюдаем в человеческих отношениях великую злобу, ужасную гордость, ненависть и зависть. По мнению злой и гордой души, другой человек должен быть или ничто, или, во всяком случае, ниже него.

Такую жестокую завистливость и гордыню посеял диавол в человеческую душу и потому, по причине такой завистливости, ненависти и вражды, в человеческой душе отобразился облик и образ сатаны.

Вот почему человеку, желающему побороть в себе гордость, надлежит просить Бога о двух вещах: чтобы в нем разрушился образ сатаны и, потом, чтобы восстановился образ Божий. Без молитвы никаких спасительных даров от Бога получить нельзя (Иак. 1:17).

Но предварительно человек должен сам доложить начало в борьбе с гордостью, следя за своими мыслями, словами и поступками. Он должен понять, что если диавол хочет, чтобы ему поклонялись, то такого диавола, который желает, чтобы все ему поклонялись, носит в своем сердце каждый гордец и честолюбец, почему ему следует стараться ниспровергнуть в своем сердце и низложить этого идола, памятуя, что гордость человека подвергает его падению вместе с диаволом.

Большую помощь в борьбе с гордостью и вызываемыми ею грехами (честолюбием, славолюбием, тщеславием, превозношением, осуждением других и т.д.) оказывает размышление о бренности всего земного, ввиду неизбежной нашей смерти, о ничтожестве человека и о том, что все дарования, которые мы имеем, даны Богом.

Псалмопевец царь Давид, чтобы указать на ничтожество человека, уподобляет его тени, говоря: "Человек ходит, подобно тени" (Пс. 38:7). Потом уподобляет его сновидению, которое проходит мимо (Пс. 89:6).

Сама по себе тень не имеет ни жизни, ни существования, подобно ей, и человек сам по себе не имеет ни жизни, ни силы, ни могущества, но, как тень от тела, как сияние от солнца, зависит от Бога. Сновидение же, которому уподобляет человека псалмопевец, не что иное, как тщета (Сир. 34:2).

Когда же человек забывает, что он как тень и зависит от Бога, Который Один есть все, и начинает думать, что он есть нечто, тогда как он ничто, то он обманывает самого себя (Гал. 4:3), ибо он отпадает от истинного Существа, Которое все, в собственное ничто; от устойчивого, вечного Бога - в суетную тщету; от Истины - в ложь. Отвращаясь же от Бога, человек "оставляет камень спасения" (Втор. 32:15).

Если человек твердо решит "положить начало благое" в борьбе с гордостью и начнет на этом пути первые шаги самостоятельно, он всегда получит благодатную помощь от Бога.

Кроме молитвы ему следует, конечно, прибегать к спасительным таинствам, получая через них от Господа благодать и силу к перенесению искушений и к борьбе с грехами и страстями.

Благодать поэтому и называется "содействующей", что она только помогает людям приводить в исполнение их решение начать новую жизнь по Христовым заповедям, но не принуждает их изменить свою жизнь, отстав от греховных привычек. У преп. Иоанна Кассиана находим подтверждение этой мысли. Спасительный процесс, по Кассиану, представляется в следующем виде: "произволение по переходе в волевой акт может быть при содействии благодати, понимаемой в смысле внутренней действующей силы. Отсюда начало доброго волевого акта (желание добра и помышление о нем) может полагаться самим человеком".

При наличии во время молитвенного обращения к Богу горячей веры, прощения обид недоброжелателям и врагам, смирения, кротости и полного доверия к Богу с убеждением - что ни делает Господь, то к лучшему, - молитва исполняется, часто моментально, даже умная (мысленная), как показывают примеры молитв преподобного Серафима Саровского, праведного о. Иоанна Кронштадтского, оптинских старцев, покойного Батюшки и многих других праведников и подвижников благочестия.

Если человек не достиг такого совершенства, как они, и следовательно, не может надеяться на моментальное исполнение молитвы, он все же должен молиться: мы находим в св. Евангелии немало указаний, что все, чего мы ни попросим с верою у Бога, будет нам дано (Мф. 21:22), чтобы радость наша была совершенна (Ин. 16:24). Нашей молитвой мы показываем, что мы не презираем этого Божьего обетования, напротив, утверждаем, что эти обетования достойны почитания, так как Бог не может отклоняться от истины.

В св. Евангелии мы находим указание, почему иногда Господь замедляет исполнение нашей молитвы это делается для испытания и укрепления нашей веры (притча о неправедном судье). Бог не нуждается в нашей молитве, тем более в многословной, предупреждая всех Своим всеведением (Пс. 2:138 и др.), и если повелевает нам молиться, побуждает и увещевает к тому, то не ради Самого Себя, что было бы возможно, если бы Он не знал наших нужд, но ради нас самих, чтобы мы, возбуждаясь молитвой, приходили сами к их познанию.

Всякий, кто оставляет молитву, не только нарушает повеление Господа нашего Иисуса Христа, заповедовавшего нам непрестанно молиться и не унывать (Мф. 7:7; Лк. 18:10-14), но лишает себя возможного общения с Богом, презирая великое обетование, которое Он присовокупляет к Своему повелению: "Призови Меня в день скорби, и Я избавлю тебя" (Пс. 49:15). Господь отвечает нам на наше к Нему молитвенное обращение исполнением молитвы, если это полезно нашей душе. А если наша молитва не всегда исполняется и мы из-за этого перестаем обращаться к Богу, то наша вера может не только уменьшиться, но даже мало-помалу и совсем потеряться.

Между тем вера должна быть могучей силой для человека, ибо ничем иным мы не можем победить грех, смерть и диавола, как только верою. Не приходится говорить о том, что молитва не только содействует увеличению веры в человеке, но при ее посредстве мы получаем Святого Духа (Лк. 11:13), ибо, вознося ежедневно наши сердца к Богу, мы входим с Ним в общение и приближаемся к Нему.

Молитва охраняет нас от многих грехов и падений, от жизненных ошибок, от злых людей и врагов и их козней, и также от диавола и его наваждений, от всяких бед и напастей, почему Господь и говорит: "Бодрствуйте и молитесь, да не впадете в напасть" (Мф. 26:41). Наконец, молящийся, а тем более непрестанно молящийся, имеет великую надежду на спасение: "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется"(Рим. 10:13).

 

молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь

Файлы для скачивания: